?

Log in

No account? Create an account

ulderevo


Правовое экологическое сопротивление

Наталия Лазарева


Previous Entry Share Next Entry
Несколько советов, чтобы чиновники не игнорировали ваши жалобы
ulderevo
Александр Кузин, Чебоксары"Российская газета-Неделя" - Волга-Урал №5665 23.12.2011

В Чувашии чиновников, не отвечающих на обращения граждан, все чаще наказывают рублем.

В ноябре главу администрации Ойкас-Кибекского сельского поселения Вурнарского района оштрафовали на пять тысяч рублей после обращения в суд одной из сельчанок. Женщина пожаловалась, что ее письменное обращение к главе поселения три месяца оставалось без ответа.

По словам старшего помощника прокурора Чувашии по правовому обеспечению и взаимодействию с обществом Альберта Петрова, статья, по которой стало возможным наказывать госслужащих за то, что они не отвечают на обращения граждан, появилась в Кодексе об административных правонарушениях РФ летом этого года. Сделано это было в первую очередь для того, чтобы заставить чиновников разного уровня охотнее выходить с гражданами на связь. Теперь за нарушение порядка рассмотрения обращений должностным лицам органов госвласти и местного самоуправления грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Возбуждать административные дела по данной статье уполномочены сотрудники прокуратуры.

В прокуратуре Чувашии отмечают: несмотря на то, что закон работает уже полгода, граждане до сих пор не могут разобраться во всех его тонкостях.

На что нужно обратить внимание при подаче заявления или обращения





  • Срок, установленный законом для рассмотрения обращения, - 30 дней. Если дело срочное, заявитель вправе рассчитывать на 15 дней. Если ответа за это время не последовало, можно смело идти в прокуратуру. Там не только разберутся в действиях чиновника, но и выступят от имени заявителя в суде. К сожалению, в законе прямо не указано, календарные или рабочие дни имеются в виду при назначении сроков для рассмотрения обращения. Поэтому должностные лица обычно толкуют данную неопределенность в свою пользу и учитывают только рабочие дни.
  • Никогда не составляйте документ в единственном экземпляре. Это одно из основных правил. Лучше готовить копии письменных обращений. Также необходимо попросить принявшего обращение сотрудника (как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа) поставить дату и подпись. Второй экземпляр обращения оставьте себе. Он будет служить главным доказательством вашей правоты в случае, если чиновник затягивает с ответом.
  • Письменные обращения обязательно должны регистрироваться в течение трех дней с момента их поступления адресату. Если вы решили отправить свое заявление по почте, отсылайте непременно с уведомлением. А когда принесли обращение лично, к примеру, в администрацию района или приемную ЖКХ, секретарь должен присвоить вашему документу регистрационный номер.
  • Все заявления в госорганы пишите печатными буквами или набирайте на компьютере. Чиновники имеют полное право оставить без внимания ваше обращение, написанное неразборчиво. Если на конверте невозможно будет разобрать ваше имя и обратный адрес, ответа вы также не получите.

Несколько ситуаций, когда вы можете  не дождаться ответа чиновников на свое обращение

  • Если в заявлении вы не указали свою фамилию или почтовый адрес, по которому необходимо направить ответ.
  • Если грозите чиновнику серь¬езными неприятностями, используете в заявлении или жалобе нецензурные или просто оскорбительные слова.
  • Если уже многократно получали ответы на свои жалобы и пишете опять, не приводя каких-либо новых доводов.

Все жалобы, требования и заявления граждан чиновники делят на разные типы. Они перечислены в законе о порядке рассмотрения обращений граждан. Есть, к примеру, такие, которые не предполагают ответа по существу. Допустим, вы просто делитесь мнением о чем-либо. Для таких писем срок рассмотрения не ограничен.

Граждане вправе обратиться в органы власти не только письменно, но и лично, в дни приема тех или иных чиновников. При себе нужно обязательно иметь документ, удостоверяющий личность. Доказательством факта обращения должна стать карточка личного приема. В нее заносятся данные заявителя, суть обращения и дата. Если изложенные во время беседы факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ может быть дан госслужащим сразу же.

Сегодня многие государственные структуры имеют сайты в Интернете, а также электронные поч¬товые ящики, на которые граждане могут отправлять свои обращения. Согласно закону такие письма также рассматриваются в установленном порядке.

- Если заявитель указал электронный адрес, ответ должен быть отправлен на него, если предусмотрена анкета и указан почтовый адрес, ответ может быть направлен по почте, - говорит Альберт Петров. - Законодательство не устанавливает какого-либо приоритета письменной формы над устной или электронной. Однако на практике письменные заявления и жалобы все-таки предпочтительнее, так как позволяют четко зафиксировать дату обращения и читать их удобнее.

Как отметили в прокуратуре республики, очень часто жители жалуются на то, что их обращения постоянно перенаправляют в разные инстанции. Доходит до того, что ответ пишет чиновник, на которого жалуются.

Между тем в законе четко прописан порядок "путешествия" обращения граждан. Если окажется, что решение проблемы не входит в компетенцию должностного лица, к которому вы обратились, то оно должно быть направлено туда, где могут решить ваш вопрос. При этом заявителя должны в письменной форме уведомить о переадресации обращения. И еще, закон запрещает чиновникам переадресовывать жалобы граждан на рассмотрение в организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется в этом обращении.

На заметку

Право граждан на обращение к власти зафиксировано в Конституции РФ. Статья 33 гласит: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Гарантирует реализацию этого права Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Здесь предусмотрены конкретные сроки, в течение которых обращения граждан должны быть объективно и всесторонне рассмотрены, и порядок информирования заявителя.
Для того чтобы права граждан, закрепленные этими документами, выполнялись не на словах, а на деле, 11 июля 2011 года был подписан Федеральный закон № 199-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который опубликован в № 151 "Российской газеты" от 14.07.2011. Этот документ добавил новую статью в Кодекс об административных правонарушениях. С 25 июля 2011 года за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Комментарий

Алексей Глухов, юрист:

- Важно, чтобы сформировалась практика вынесения наказаний чиновникам за нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан. Пять лет назад во время чтения проекта закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" в нижней палате российского парламента депутаты говорили о том, что нужно одновременно прописать и ответственность чиновников за нарушение правил работы с письмами россиян в органы власти. Тогда большинство понадеялось на то, что приструнить безответственного чиновника удастся с помощью законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе. Санкции в этом случае применяются строгие: от постановки на вид и лишения премии до увольнения.

Однако правоприменительная практика показала, что без специального закона, при помощи которого обыватель сможет наконец-то найти управу на чиновников, все-таки не обойтись. Еще один немаловажный момент: необходимо наказывать именно адресатов обращений - начальников структур и подразделений, а не простых исполнителей, до уровня которых, как правило, спускают подобные заявления от граждан.